Воскресенье, 19.05.2024, 01:01
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Храмцовой Ларисы Ивановны

Новости школ
Новости класса
Категории раздела

Конкурсные сочинения

Главная » Статьи » Учебная деятельность

Организация практической работы на уроках естественно-научного цикла

Организация  практической работы на уроках естественно-научного цикла

                                                

 

На современном этапе развития образования происходят такие изменения, которые выражаются в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов.

Государственный  стандарт образования и Концепция модернизации образования выделяют компетентностный подход как один из значимых.

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» (а на самом деле суммы сведений) предполагает освоение учащимися умений, позволяющих действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. 

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими школьными результатами школьник может воспользоваться вне школы. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мертвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решении практических ситуаций и проблем.

 Принципы развивающего обучения требуют усвоения теоретических знаний, включенных  в содержание курса биологии. Существенную роль в этом могут играть лабораторные и практические работы.

Формирование и совершенствование практических умений и навыков, способствуют усвоению теоретических знаний, развитию логического мышления. Реализация этой задачи осуществляется путем включения в учебный процесс лабораторных, практических, экспериментальных работ, которые к тому же  имеют большое значение в развитии биологических и физических понятий, познавательной способности учащихся, в сохранении исследовательского интереса.

Они позволяют изучать не только биологические объекты, но  физические явления и свойства, знакомиться с методами  данных наук, что способствует развитию исследовательских умений.

Природные явления, растения, животные  окружают нас с детства и составляют часть нашего быта. Ученики готовы психологически к восприятию окружающего их мира, они готовы к изучению того, что их окружает каждый день. В обыденных вещах они готовы открывать тайны жизни, загадки жизни и удивляться этому.

Знакомое помогает понять более сложное, оживляет внимание, мыслительные процессы и упорство. В результате это может способствовать более глубокому и качественному усвоению материала.

 В ходе лабораторной работы  развиваются следующие исследовательские умения: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов.

Уровень  самостоятельной деятельности учащихся при выполнении лабораторной работы зависит от вариативности и новизны заданий (дифференцированный подход), наличие в них проблемных вопросов.

Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями. В первую очередь, это обусловлено тем, что при выполнении учащимися лабораторного практикума происходит формирование и развитие умений и навыков экспериментального изучения живой природы, глубокого проникновения в закономерности ее существования.

Основы формирования умений и навыков выполнения лабораторных и практических работ по биологии закладываются с 6 класса, физики с 7 класса.

Специфика курса биологии требует уделять больше внимания самостоятельным работам учащихся с натуральными объектами, а в курсе физики навыкам работы с измерительными приборами.

Ценность лабораторной работы состоит в том, что она вооружает учеников не только необходимыми в жизни биологическими и физическими  знаниями, но и полезными умениями и навыками самостоятельной постановки эксперимента, фиксирования и обработки результатов.

Оформление результатов работы дисциплинирует мысль ученика, приучает его к точности выполнения исследовательской работы, закрепляет навыки и умения, полученные в ходе практической деятельности.

Групповая форма проведения занятий имеет преимущество перед фронтальной и индивидуальной формами. Это   психологический аспект  - при работе в группах ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы; осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль, здоровый спор, который рождает истину.

Для формирования  у детей правильного понятия о биологии важны экскурсии. Они помогают обобщить знания по предмету, восполнить пробелы, и конечно, воспитывают любовь и интерес  к природе. Обстановка на экскурсии отличается от работы в классе, но зато натуральных объектов хватает на всех. Главное  хорошо продумать задание и нацелить учащихся на то, что экскурсия  - не прогулка, а вид учебной деятельности, который оценивается. Перед ее проведением необходим план отчета, который сдается после наблюдения. В отчете  могут быть таблицы, рисунки, записи о наблюдениях.

Биология и физика – предметы, тесно связанный с нашей жизнью. Объекты ее изучения мы можем наблюдать ежедневно и открывать удивительный мир живой природы. На уроках надо возбудить желание учиться, нужно развивать потребность учащегося заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе обучения школьник должен находить привлекательные стороны, интерес. Один из путей к нему лежит через работу с натуральными объектами, практическую работу.

 

Гусакова Тамара Анатольевна

Храмцова Лариса Ивановна

 

Категория: Учебная деятельность | Добавил: Лариса (13.05.2013)
Просмотров: 1769
Интересуемся
Вы увлекаетесь физикой?
Всего ответов: 51
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Copyright MyCorp © 2024