ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ ФИЗИКИ 7 – 9 КЛАССОВ.
Рабочая
программа соответствует обязательному минимуму содержания образования по физике
в 7 – 9 классах.
Значение физики
в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного
общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Цели общего
образования обусловлены потребностями общества на современном этапе его
развития и следуют из социального заказа общества школе. Общая цель
– всестороннее и гармоническое развитие личности. При этом под гармонически
развитой личностью понимается человек, обладающий глубокими и прочными
знаниями, умениями самостоятельно пополнять их и применять на практике.
Образовательные
цели - формирование знаний основ
физики, знаний о методах познания; формирование экспериментальных умений,
умений применять знания к решению задач.
Воспитательные
цели – формирование научного мировоззрения, политехническое
образование, нравственное и эстетическое воспитание личности, формирование оценочных
умений.
Развивающие цели –
развитие мышления, самостоятельности, памяти, речи, воображения, развитие
интересов и способностей к физике.
В задачи обучения физике
входят:
- развитие мышления учащихся,
формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания,
наблюдать и объяснять физические явления;
-
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах,
понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной
картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и
технологии;
- усвоение школьниками идей единства
строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли
практики в познании физических явлений и законов;
-
формирование познавательного интереса к физике и
технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения;
подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Объектами
изучения в курсе физики на доступном для учащихся уровне наряду с
фундаментальными физическими понятиями и законами должны быть методы познания,
построения моделей (гипотез) и их теоретического анализа. Учащиеся должны понимать,
в чем суть моделей природных объектов (процессов) и гипотез, как делаются
теоретические выводы, как экспериментально проверять модели, гипотезы и теоретические
выводы. Они должны понимать, что в основе научного познания лежит моделирование
реальных объектов и процессов, что никакая модель не может быть тождественна
изучаемому процессу или объекту, но вместе с тем отражает его важнейшие
особенности. Без всего этого у учащегося
не может формироваться научное мышление, он не сможет отличать научные
знания от ненаучных, разбираться в вопросах познаваемости мира.
Решающим фактором
обучения и интеллектуально развития ученика является приобретение им
опыта познавательной деятельности. Поэтому учебный процесс целесообразно
организовать так, чтобы изучаемые основы физики и методы науки были
одновременно объектом, и средством учебного познания.
За основу для
составления тематического планирования для 7 - 9 классов взята программа по
физике для общеобразовательных учреждений авторы которой Е. М. Гутник, А.В.
Перышкина, в соответствий с программой на уроках используются учебники:
- А. В. Перышкин
«Физика 7 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений»
- А. В. Перышкин
«Физика 8 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений»
- А. В. Перышкин
«Физика 9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений»
Согласно базисному учебному плану рабочая
программа рассчитана на 68 часов в год,
2 часа в неделю для 7, 8, 9 классов.
Из них в 7 классе:
контрольные работы – 3 часа;
лабораторные работы – 8 часов.
Темы:
- Введение 4 часа.
- Первоначальные сведения о строении вещества 5
часов.
- Взаимодействие тел 21 час.
- Давление твёрдых тел, жидкостей и газов 23 часа.
- Работа, мощность, энергия 13 часов.
- Резерв 2 – 4 часа.
Из них в 8 классе:
контрольные работы – 4 часа;
лабораторные работы – 5 часов.
Темы:
- Тепловые явления 12 часов.
- Изменение агрегатных состояний вещества 11 часов.
- Электрические явления 27 часов.
- Электромагнитные явления 7 часов.
- Световые явления 9 часов.
- Резерв 4 часа.
Из них в 9 классе:
контрольные работы – 4 часа;
лабораторные работы – 7 часов.
Темы:
- Законы взаимодействия и движения тел 26 часов.
- Механические колебания 10 часов.
- Электромагнитное поле 17 часов.
- Строение атома и атомного ядра 11 часов.
- Резерв 4 – 6 часов.
|